Вашему вниманию предлагаются ключевые выдержки из книги американского предпринимателя Марка Сиберта  “Франчайзирование бизнеса”. Автор убедился на собственном опыте в том, что франчайзинг является одной из самых верных стратегий роста компании. Сиберт делится с начинающими и действующими франчайзерами своими наработками, знаниями и практическими советами. Они помогут выстроить успешный бизнес и избежать “подводных камней”.

Основными преимуществами для большинства компаний, входящих в сферу франчайзинга, являются капитал, быстрый рост, мотивированное управление и снижение рисков неудачи. Но есть и много других “плюсов”.

1. Капитал

Отсутствие денежных средств в достаточном объеме чаще всего становится препятствием на пути развития малого бизнеса. Даже в условиях смягчения кредитного режима нередко обнаруживается несоответствие финансовой состоятельности предпринимателя его целям.

Франчайзинг, как альтернативная форма приобретения капитала, позволяет франчайзеру расширяться на выгодных условиях:

  • экономя собственный капитал;
  • не влезая в долги;
  • рискуя только ограниченным объемом средств, вложенным в дело.

В свою очередь франчайзи — не франчайзер — должен:

  • предоставить средства на открытие и работу структурного подразделения компании;
  • подписать договор аренды и заключить другие контракты, взяв на себя ответственность за многие непредвиденные обстоятельства.

Таким образом, владельцу бизнеса дешевле вступить во франчайзинговые отношения, чем самому вкладываться в открытие еще одного филиала.

2. Мотивированный менеджмент

Еще одним камнем преткновения, стоящим перед амбициозным предпринимателем, является поиск и удержание хороших руководителей структурных подразделений. Слишком часто менеджеры, на отбор и обучение которых были потрачены месяцы, уходят из компании или — того хуже — переманиваются конкурентами.

Нет никакой гарантии, что нанятый руководитель будет искренне преданным предприятию. К тому же, контролировать его деятельность на расстоянии довольно проблематично.

Франчайзинг позволяет собственнику компании избежать этой “головной боли”. Управляющие на предприятии заменяются совладельцами, которые инвестируют в дело все свои сбережения, и потому по-настоящему заинтересованы в получении прибыли.

Сочетание перечисленных ниже факторов, характерных для мотивированного менеджмента, обеспечит значительное повышение производительности:

  • долгосрочная приверженность бизнесу — поскольку франчайзи инвестирует в предприятие, ему будет практически невозможно с ним расстаться;
  • квалифицированное управление — приступая к обязанностям руководителя, франчайзи досконально изучит доверенное ему дело; ему придется освоить весь профессиональный опыт, накопленный за годы (а, может, и десятилетия) деятельности компании;
  • высокий уровень организации — стараясь оправдать оказанное доверие, держатель франшизы будет добиваться идеального порядка на своем объекте и заботиться о непрерывном обучении персонала;
  • введение инноваций — поскольку франчайзи заинтересован в прибыльности бизнеса, он всегда будет искать способы усовершенствования рабочих процессов;
  • контроль за  расходами — франшизодержателям свойственно по-хозяйски экономить все трудовые затраты, такой управляющий не допустит краж (со стороны как сотрудников, так и клиентов), минимизирует любые издержки.

Там, где есть заинтересованность в получении прибыли, более эффективным руководителем будет не наемный менеджер, а совладелец бизнеса. Практика показывает, что с держателем франшизы можно добиться значительного повышения производительности — в среднем от 10 % до 30 %.

3. Скорость роста  

Каждого предпринимателя, который разработал что-то действительно инновационное, преследует один и тот же страшный сон: кто-то другой со своей концепцией опережает его на рынке. Зачастую эти страхи обоснованы.

Проблема в том, что для расцвета одной бизнес-единицы требуется слишком много времени. Франчайзинг дает некоторым предпринимателям единственный шанс пробиться в лидеры до того, как конкуренты посягнут на их “территорию”, поскольку большую часть бизнес-задач выполняют франчайзи.

Используя не только финансовые рычаги, но и человеческие ресурсы, франчайзинговая компания способна соперничать с более крупными предприятиями и насытить рынок своими продуктами, прежде чем отреагируют конкуренты.

4. Кадровый рычаг

Франчайзинг позволяет компании эффективно функционировать с более компактной системой организации. Поскольку франчайзи возложат на себя многие обязанности, оставив лишь часть их главному офису, франчайзер может использовать эти усилия для сокращения штата.

5. Упрощение контроля

С административной точки зрения франчайзинг дает свои преимущества. Во-первых, франчайзер не несет ответственности за повседневное управление отдельными подразделениями. На деле это означает, что заболевший начальник смены (или член бригады) не станет его беспокоить посреди ночи, а позвонит франчайзи, чтобы предупредить о своем недуге. И тот обязан будет искать замену нетрудоспособному работнику или перенести его дежурство.

Во-вторых, если франчайзи решит платить зарплаты, которые не соответствуют рыночным, нанимать своих друзей и родственников, тратить деньги на ненужные покупки, это никак не повлияет на франчайзера и его доходы. Избавляя от лишней ответственности, франчайзинг позволяет направить усилия на улучшение общей бизнес-картины.

6. Повышение рентабельности

Упомянутые выше кадровый рычаг и упрощение контроля позволяют франчайзинговым компаниям работать с высокой продуктивностью. Организация предприятия (особенно при создании службы оперативной поддержки менеджеров) обходится значительно дешевле, поскольку франчайзер может полагаться на своих франчайзи во многих вопросах:

  • выбора торговой площадки;
  • переговоров об аренде;
  • местного маркетинга;
  • найма и обучения персонала;
  • бухучета;
  • начисления заработной платы и др.

Вывод очевиден: франчайзинговая организация имеет все шансы быть более прибыльной. Утверждать это позволяют результаты специального исследования, проведенного американскими экспертами в 2001 и 2002 годах. Они показали, что чистая выручка топовых франчайзеров в среднем увеличилась на 40 % и 45,6 % соответственно. Где еще можно получить подобную прибыль?

7. Повышение оценки бизнеса

Сочетание ускоренного роста, повышения прибыльности и увеличения организационных рычагов объясняет тот факт, что франчайзинговые компании зачастую оценивают дороже, чем другие предприятия. Поэтому, если придет время продавать ваш бизнес, тот факт, что вы успешный франчайзер, который создал масштабируемую модель роста, безусловно, станет вашим преимуществом.

8. Выход на вторичные и третичные рынки

Способность франчайзи улучшать финансовые показатели на уровне подразделений имеет ряд весомых последствий. Держатель франшизы не только сможет генерировать больше прибыли, чем наемный менеджер на том же месте, но и будет внимательнее следить за расходами.

Более того, хозяин филиала, в отличие от собственника всей компании, способен добиться иной структуры затрат. Он может платить более низкие зарплаты, не предоставлять каких-то льготных пакетов и т.д. Следовательно, франшизодержатель будет управлять подразделением с большей выгодой, даже после отчисления правообладателю полагающегося лицензионного платежа.

Такая система позволяет франчайзеру проявлять гибкость в поиске рынков, которые могут принести максимальную корпоративную прибыль. Конечно, ему не подойдет сфера сбыта, предлагающая франчайзи слишком мало шансов на успех.

Но если стратегия франчайзингового предприятия включает в себя развитие сети подразделений, ограниченного корпоративного бюджета, выделенного на капстроительство, может не хватить для создания нужного количества филиалов. Франчайзи же имеют возможность открывать подразделения, успешно работая на рынках, которые не рассматриваются данной компанией как приоритетные.

9. Снижение рисков

По своей природе франчайзинг — бизнес, наиболее безопасный для правообладателя. Пока вы не решите его переструктурировать (что делают лишь немногие), франчайзи будет нести всю ответственность, инвестируя во франшизу. Ему придется оплачивать всякое строительство, покупать любой инвентарь, нанимать различных сотрудников и отвечать за оборотные средства, пущенные в дело.

Франчайзи — это тот, на ком лежит юридическая ответственность за аренду оборудования, автомобилей, бизнес-площадки, за все, что происходит внутри возглавляемой им организации.

Франчайзер не привлекается к ответственности в ряде случаев:

  • в ситуации судебного разбирательства, фигурантом которого является сотрудник компании (по поводу сексуального домогательства, дискриминации по возрасту и т.п.);
  • в потребительских спорах (например, из-за пролитого на колени клиента горячего кофе);
  • при инцидентах, произошедших на территории франшизы (травмы по халатности и т. д.).

Кроме того, не исключено, что по совету адвоката или других консультантов владелец бизнеса решит создать новое юридическое лицо, выступающее в качестве франчайзера. Это еще больше ограничит сферу его обязательств. И поскольку стоимость становления франчайзером, как правило, меньше инвестиций в открытие еще одного места (или выхода на еще один рынок), риск стартапа значительно снижается.

Сочетание этих факторов позволяет существенно облегчить долю франчайзера. Он  может растить компанию до сотен или даже тысяч филиалов, ограничив свою ответственность и участие собственного капитала в развитии каждой отдельной единицы.

 

Читайте мой авторский блог на канале Яндекс.Дзен «Мутный Франчайзинг». За неполных 3 месяца, канал поднялся в рейтинге с 5279 места среди 10853 канала бизнес тематики, на 24 место!

Параметры оценки:

  • периодичность выпуска материалов (частота выпусков, постоянство выпусков);
  • качество публикаций (дочитывания, тематичность, оригинальность);
  • вовлеченность аудитории (отметки «понравилось» возвращаемость);
  • рост аудитории (подписки на канал, потеря читателей);
  • влиятельность (прямой трафик на канал, количество поделившихся публикациями).

Присоединяйтесь!