Корпоративную культуру можно определить как общие убеждения, разделяемые всеми членами организации. При идеальном раскладе эти установки направляют деятельность команды франшизы по пути, наиболее выгодному для всех звеньев системы.

Корпоративная культура часто воспринимается как что-то деликатное и трудно поддающееся пониманию. Считается, что данной сферой должно заниматься управление по работе с персоналом. На самом деле, это важнейший аспект бизнеса, непосредственно влияющий на его эффективность и прибыльность.

Культура определяется как “идентичность и индивидуальность организации”. Она не ограничивается приятными корпоративными посиделками. Она предусматривает создание модели руководства, ориентирующегося на общие ценности, построенного по четкой структуре и подчиненного строгой иерархии.

Культура — неотъемлемый атрибут любой организации. В отличие от финансовых показателей, которые регулярно оцениваются и анализируются (и к тому же, считаются ключом к успеху), культура редко подвергается такой ревизии. Однако если разобраться, она-то и является важнейшим активом компании, за который она расплачивается репутацией.

Ответственное руководство

Культура начинается с грамотного руководства, строго соблюдающего ключевые ценности компании. Наличие сильной культуры гарантирует организации:

  • особое место в рыночном сегменте;
  • закладку прочного фундамента для достижения новых целей;
  • повышение эффективности деятельности;
  • найм на работу и удержание высококвалифицированных кадров;
  • укрепление командного духа;
  • стабильную узнаваемость бренда.

Культура “связывает” деятельность команды с ценностями организации. Она позволяет объединять цели отдельных работников с целями компании. Культура повышает эффективность сотрудничества в команде, позволяя добиваться больших успехов. Главными ее принципами должны стать открытость и доверие.

Позитивная культура значительно повышает продуктивность и прибыльность бизнеса. Она заставляет сотрудников больше сил посвящать достижению целей организации. Негативные модели культуры разрушают командный дух и пагубно отражаются на качестве взаимодействия работников, способствуя текучке кадров и снижению эффективности бизнеса.

Культура во франчайзинге

Во многих отношениях франчайзинговые организации более зависимы от позитивной культуры, чем другие бизнес-модели. Группа франчайзи состоит из независимых владельцев, многие из которых обладают предпринимательским духом. Они менее склонны следовать инструкциям, в отличие от типичных работников и менеджеров компаний.

Собственнику следует убедить франчайзи и членов их команд в необходимости соответствовать модели франшизы, поскольку это важно для процветания бренда и их собственной прибыли. Сильная позитивная культура, предусматривающая ответственный подход всех предприятий франшизной группы, позволит осуществить эту трансформацию с большой вероятностью успеха.

Франчайзинг — это приемлемая всеми культура: общность позиций, поведения, инструментария, возможно, даже слов, которые используются в филиалах франшизы при систематическом обслуживании клиентов.

В каждом из офисов группы может быть своя система предоставления услуг. Однако она не должна принципиально отличаться от установленного стандарта, иначе это будет “подмывать” культуру бренда в том виде, в котором ее воспринимают потребители.

Единственное условие достижения согласованного поведения сотрудников франчайзинговой сети — наличие сильной корпоративной культуры. Этот фактор мотивирует франшизодержателей и всех их подчиненных вести себя в установленном порядке. Они должны понимать, что такая линия поведения оптимальна для их личного процветания и благополучия компании. Это и есть секрет успеха.

Целостность и ценности

Продуманность бренда, клиентоориентированность, расширение прав и возможностей, мотивированность, дальновидность, уважительное отношение к сотрудникам, объединяющие основные ценности — все это составляет основу культуры. Целостность — здесь ключевое понятие.

Все перечисленные позиции задают образцы поведения для каждого члена команды, ориентируют — что правильно, а что неправильно. Они служат в качестве шаблона для каждого решения, принятого в рамках организации. Они не являются обременительными “цепями”, но позволяют членам команды обеспечивать инновационное обслуживание клиентов в рамках общепринятых ограничений культуры организации.

Лучшие культуры привлекают и удерживают лучших людей в организации. Соответственно, четко определенная культура с высокой степенью целостности и согласованности внутри подразделений компании привлечет лучших франчайзи во франчайзинговую организацию. Финансовый успех может быть основной целью, но предоставление больших и стабильных потребительских преимуществ будет вдохновлять лучших потенциальных франчайзи.

Корпоративные ценности обязывают уважать членов команды и мотивировать открытое общение внутри франчайзинговой группы и каждого ее звена. Необходимо установить доверительные отношения между четырьмя ключевыми заинтересованными сторонами в организации: франчайзером, владельцами франшизы, сотрудниками и клиентами.

Основные ценности лежат в основе концепции деятельности компании (отвечающей на вопросы, кто и что такое франшиза сегодня), и отражают ее перспективные планы (дают понять, куда направляется франшиза).

Все они должны регулярно пересматриваться и обновляться, чтобы оставаться реально полезными. Самое главное, они должны постоянно передаваться и усваиваться, чтобы становиться «ядром» убеждений и действий организации. Когда они станут понятны каждому члену команды, вся организация будет «жить» ими. Руководителям подразделений необходимо служить примером поведения.

Согласованность — высшее достижение организации: она дает всем ее членам право голоса в развитии культуры. Но франчайзер несет наибольшую ответственность за создание этих ценностей. Ему нужно преодолеть сопротивление франчайзи через эффективное общение, а не переговоры. Наиболее удачные ценностные установки — и в этом их цель — будут направлены на обеспечение целостности системы.

Рекомендации по созданию позитивной франчайзинговой культуры

  • Создание и поддержание позитивной культуры должны стать главными  приоритетами франчайзера.
  • Лидерство франчайзера  включает в себя лидерство и в культурном развитии с использованием эффективной модели. Нет полезного «стандартного» набора основных ценностей. Они создаются с учетом конкретных потребностей и целей организации.
  • Франчайзер должен сосредоточиться на ценностях, которые обеспечивают поддержку бренду. Они должны передаваться и контролироваться во всей франчайзинговой организации. Именно культура и ценности отличают франчайзинговую организацию от конкурентов на рынке.
  • Во всех важных решениях следует использовать цели и основные ценности франшизного бизнеса в качестве ориентиров. Необходимо по возможности  избегать решений, противоречащих главным целям и ценностям, как бы это ни было сложно. Основные ценности призваны усложнить принятие неправильных решений.
  • Франчайзер не должен увязать в «мелочах жизни», которые не являются существенными для бренда.
  • Франчайзинговая культура должна согласовывать цели франчайзера, франчайзи и членов их команды.
  • Владельцы и менеджеры должны «жить» основными ценностями на деле, а не на словах.
  • Франчайзеру необходимо быть открытым и уважительным со всеми членами команды. Нужно помочь людям понять свою роль в поддержании культуры организации. Им нужно знать, что они влияют на организацию и их вклад приветствуется и ценится.
  • Важно совместно праздновать успехи франчайзинговой организации, коллегиально обсуждать проблемы и совещаться по поводу улучшения производственной ситуации. Часто самые ценные идеи приходят “снизу”.
  • Следует постоянно сообщать ценности организации всем франчайзи и членам их команды, чтобы двигаться в одном направлении.
  • Создание атмосферы счастья и веселья в организации мотивирует, но лучший положительный результат — это самореализация членов команды, ощущение, что их усилия ценятся и они извлекают выгоду из своего опыта.
  • Культура организации строится на долгосрочную перспективу. Руководство должно постоянно контролировать эффективность создаваемого позитивного настроя, стараться, чтобы вся команда была вовлечена в дело, была предана ему и работала в заданном направлении.

Франчайзинговую культуру можно определить как убеждения внутри организации, которые разделяются всеми членами команды и заставляют их вести себя так, чтобы  приносить общую пользу. При этом каждый член организации понимает, что такое поведение полезно и ему самому: оно выливается в материальную компенсацию, признание заслуг, самоудовлетворение и самоактуализацию. Лучшие лидеры мотивируют это поведение, гарантируя, что все стороны получат то, что они хотят от бизнес-отношений. В этом суть позитивной франчайзинговой культуры.

Читайте мой авторский блог на канале Яндекс.Дзен «Мутный Франчайзинг». За неполных 3 месяца, канал поднялся в рейтинге с 5279 места среди 10853 каналов бизнес тематики, на 24 место!

Параметры оценки:

  • периодичность выпуска материалов (частота выпусков, постоянство выпусков);
  • качество публикаций (дочитывания, тематичность, оригинальность);
  • вовлеченность аудитории (отметки «понравилось» возвращаемость);
  • рост аудитории (подписки на канал, потеря читателей);
  • влиятельность (прямой трафик на канал, количество поделившихся публикациями).

Присоединяйтесь!