Молодежь во франчайзинге? Миллениалы у руля? Могут ли молодые люди с относительно небольшим опытом ведения бизнеса (или капиталом) научиться управлять успешной франчайзинговой деятельностью?

Вот нескольких факторов в пользу ответа «да»:

  • потенциальные франчайзи, вынужденные зарабатывать на жизнь в условиях экономической конкуренции;
  • франчайзеры, стремящиеся расширить свою систему в эпоху жесткой кредитной политики;
  • старение франчайзи поколения беби-бума, родившегося после Второй мировой войны в 1946-1964 годах.

Слияние экономического и демографического факторов привело к росту числа молодых людей, подписавших контракт в качестве франчайзи.

Демография молодежи

Члены поколения X, родившиеся примерно с 1965 по 1976 год, вряд ли квалифицируются уже как «молодежь». Поэтому сосредоточимся на следующей группе —  поколении Y (также известной как миллениалы), родившемся примерно с 1977 по 1990 год.

Миллениалы в России (а это более 30 миллионов, или более 20 % взрослого населения) оставили далеко позади поколение X (по количественному показателю) и практически догнали поколение беби-бума.

Не удивительно, что уход на покой старейших из беби-бумеров — перспектива, угрожающая франчайзерам и заставляющая их работать над заполнением этого пробела, разрабатывая программы набора и обучения миллениалов.

Проблемы с трудоустройством

Многих из группы молодых людей, достигших в последнее десятилетие совершеннолетия и надеявшихся начать свою трудовую карьеру, рынок труда встретил более чем неприветливо. Столкнувшись со смутными перспективами трудоустройства, миллениалы были вынуждены искать альтернативы традиционной корпоративной карьеры.

Многие из них после учебы в ВУЗе вернулись не при делах в родительский дом, в то время как другие решили учиться в аспирантуре в надежде, что их шансы на трудоустройство улучшатся к тому времени, когда они получат дипломы.

Другие решили начать бизнес. Они прикинули в уме и пришли к выводу: стоимость аспирантуры и вложенные во франчайзинг деньги не так уж отличаются. Но франчайзи получает неизмеримо больше, чем аспирант, что является немаловажным фактором при столкновении с проблемой погашения студенческих кредитов.

Преимущества миллениалов

Большинство нынешних выпускников ВУЗов и колледжей не имеют финансовых ресурсов для оплаты франшизы, затрат на открытие и выживание в первые решающие годы. У них нет опыта ведения бизнеса и навыков управления людьми, необходимых для успеха в бизнесе (что является еще одной причиной, по которой многие выберут франчайзинг вместо того, чтобы начинать собственный бизнес). Однако энергии, энтузиазма, желания учиться, свежих идей у них в избытке. А главный их ресурс — родители и родственники, готовые финансировать их вступление в франчайзинговый бизнес.

Некоторые из этих родителей принадлежат к поколению бумеров, готовящихся на пенсию. Те, кто сами являются франчайзи, наверняка планируют передать бизнес своим детям и предложить им обучение, поддержку и наставничество. Другие,  стремясь дать своим детям хороший старт в бизнесе, понимают, что франчайзинговая модель обеспечивает такую подготовку и поддержку и что наставничество может исходить от опытных франчайзи в рамках системы.

Те, у кого размер пенсии невелик, будут не только работать дольше (что означает меньшие возможности для молодых людей), но и искать способы заработать больше денег на свои “золотые годы”. Инвестирование во франшизу через своих детей — один из способов сделать это.

По признанию франчайзеров, уровень успешности молодых франчайзи примерно такой же, как их у опытных коллег. Бесценными активами молодых кадров во франчайзинге являются:

  • желание слушать и учиться;
  • энергия и страсть;
  • способность работать долгие часы, чтобы построить свой бизнес;
  • меньшее число предрассудков о бизнесе, чем у пожилых людей (т. е. большая готовность следовать системе);
  • предпринимательский дух в сочетании с большим, чем у предыдущего поколения, готовностью к сотрудничеству.

Многие из двадцатилетних людей начали бизнес в средней школе и колледже и лучше подготовлены к управлению, чем франчайзеры могут ожидать. Некоторые из них объединились с друзьями-франчайзи, чтобы разделить финансовое и административное бремя в управлении франшизным бизнесом.

Молодые люди росли вместе с IT-технологиями, которые играют сегодня все более важную роль в менеджменте и маркетинге. Обращение на “ты” с компьютерами — для них норма, а социальные сети — часть их повседневной жизни. Для концепции франшизы или бренда, в которых работают подростки (особенно в сфере фаст-фуда), их возрастная близость позволит избежать «поколенческих пробелов», которые многие пожилые франчайзи с трудом пытаются преодолеть в практике найма и удержания персонала.

Сопутствующие риски

С другой стороны, молодость — это время активного поиска себя, а франчайзинговые соглашения заключаются на пять или более лет. Может ли молодой человек с головой уйти в бизнес, когда его линия жизни еще только формируется? А если он влюбится в кого-то из отдаленного региона или даже другой страны? Что если он окажется неспособным управлять людьми, делать отчеты или заниматься маркетингом? Но ведь все это может произойти и с опытным франчайзи, имеющим большой послужной список, добившимся своих целей и желающим отправиться на заслуженный отдых.

Заключение

У молодых людей есть масса вариантов компенсировать недостаток опыта и добиться успеха в качестве франчайзи. Они могут привлечь опытных консультантов старшего возраста (будь то их родители, друзья семьи или другие франчайзи), нанять профессиональную команду, передав дело на внешний подряд, или сотрудничать с экспертами.

В конце концов, энтузиазм может со временем иссякнуть на долгом жизненном пути, а правильно выбранный вектор движения останется. Заручившись помощью и поддержкой людей, которые уже «были там, сделали это», молодые франчайзи не только определят, куда они идут, но и получат все необходимые для продвижения операционные, финансовые и управленческие инструменты.

Читайте мой авторский блог на канале Яндекс.Дзен «Мутный Франчайзинг». За неполные 3 месяца, канал поднялся на 18 место среди 10853 каналов бизнес тематики, подписывайтесь, что бы ничего не пропустить!